Дорогой друг!
В данной статье я хочу вместе с тобой порассуждать о взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Для меня это интересно вдвойне, т.к. у меня есть два замечательных сына, старшему Максиму 10 лет, младшему Марку 1,5 года.
До недавнего времени я был уверен, что хороший отец, это тот, кто много работает ради счастья своих детей, воспитывает их, как воспитывали его, в общем подводил Максима (Марк тогда еще не родился) под шаблон хорошего сына.
А знаеете в чем заключалась еще одна прелесть моего воспитания, я старался сам быть ХОРОШИМ отцом. И никак не мог понять, почему у меня ничего не получалось. И только случайно я узнал, что отец не может быть хорошим, он может быть любящим, заботливым, каким угодно, но только не хорошим. Хорошим может быть только сын.
И тут меня осенило – меня никто и никогда не учил быть отцом. Т.е. оставаясь внутри по сути хорошим сыном, я пытался воспитать сына… Согласись, что это полная ерунда.
И вот с этого самого момента я решил узнать, что значит быть отцом и на собственном примере показать сыну, все то, что я уже знаю и умею.
И я начал анализировать ошибки, которые совершают многие родители и мы, с моей женой тоже их совершали и иногда и сейчас совершаем. Но мне кажется, что важно понимать, что ты сделал в тот или иной момент и не совершать эту ошибку в будущем.
Итак:
1. Ожидание, что ребенок обязательно пойдет по стопам родителей, что разделит их интересы, станет продолжателем
семейного дела или станет таким, каким его придумали и хотят видеть.
Главная беда этой ошибки в том, что мы не знаем, кто наш ребенок, не учитываем его интересы, не помогаем ему стать собой. Мы по сути навязываем ему свою жизнь. И не важно, что эта жизнь на сто миллионов долларов, ребенок возможно рожден художником или поэтом и у него совершенно другие интересы. Научитесь не только слушать, но и слышать своих детей.
2. Ожидание благодарности за наш родительский подвиг. Не стоит считать, что ребенок бесконечно должен благодарить нас за то, что мы вложили много сил в ребенка. Примите как данность, что он принял от вас эстафетную палочку, и будет вкладывать свои силы в своих детей.
У меня в жизни был период, когда я страшно злился на собственного сына, что он не понимает и не ценит всего того, что мы с женой ему даем и сколько времени и сил в него вкладываем. Сейчас я благодарю только самого себя за то, что я делаю и получаю от этого истинную радость.
Живите так, как считаете нужным и помогайте своим детям просто так…
3. Не используйте ребенка в качестве безответного слабого существа, на котором можно срывать накопившиеся негативные эмоции. Это обучает ребенка именно точно такой же модели поведения с вами. Поэтому, как только вы перейдете в разряд равных, а потом и слабых, вы пожнете то, что посеяли сами.
Был период, когда мы пожинали плоды нашего «воспитания» старшего сына. Как только мы изменили отношение к нему, у него изменилось отношение к нам. Помните, что дети, самые лучшие актеры и они быстро и качественно копируют все ваши манеры, привычки, поведение, т.е. по сути ребенок нас зеркалит – является нашим отражением. Поэтому вместо того, чтобы ругать его, спросите себя, что я делаю не так и поблагодарите ребенка за то, что он вам это показал.
4. Пренебрежительное отношение к проблемам ребенка, когда мы всеми своим словами и действиями даём понять, что то, что с ним происходит – это малозначимая чушь, в сравнении с нашими проблемами. Не стоит сравнивать, т. к. ребенок живет свою жизнь и проходит в ней свои уроки, которые по силам ему.
Став взрослыми, мы очень быстро забываем, что мы тоже были детьми и что нам тоже не хватало родительской любви и заботы. Сейчас мы якобы играем роль взрослых дяденек и тетенек и у нас совершенно другие проблемы. Хочу сказать, что это полная чушь. Мы все являемся детьми. Только не все это могут признать и осознать. Но, если вы снова станете ребенком и погрузитесь в мир своего ребенка с его интересами, игрушками, вопросами, то вы откроете для себя свою жизнь совершенно с другой стороны. Попробуйте, вам понравится…
5. Никогда не унижайте своего ребенка. Все слова, которые понижают его самооценку, будут делать достижение его успеха значительно более трудной задачей, чем в тех случаях, когда его самооценку старательно выращивают.
Я знаю родителей, которые за «плохую» по их мнению отметку, могут неделю не разговаривать с ребенком, не понимая, что таким образом они загоняют ребенка в еще большую эмоциональную яму. И наоборот, когда ребенка похвалить за любой, пусть даже не значительный поступок – это очень придает сил и энергии любому ребенку.
6. Следующая ошибка — переживания из серии «я плохая мать или плохой отец, я совершил непростительную непоправимую ошибку». Важно понимать, что все, что мы делаем – совершенно в тот момент времени. И если в другое время кажется, что можно было сделать как-то иначе, то это иллюзия. Тогда, в прошлом мы уже выбрали лучший на тот момент вариант.
Если вы поссорились с ребенком, нет смысла переживать по этому поводу, эта ситуация необходима была вам обоим в тот момент времени. Посмотрите не нее, как на некий опыт и извлеките, все те лучшие моменты, которые вы сможете использовать в дальнейшем.
Дорогой друг, мы с тобой разобрали лишь немногие ошибки, которые совершают родители. На самом деле их гораздо больше. Самое главное, надо понимать, что любое наше слово, поступок, ситуация откладывает у ребенка свой след и превращается потом в страхи, комплексы, установки, убеждения, в общем в целый набор жизненных попутчиков.
И на последок в этой статье мне бы хотелось, что ты прочитал сказку. Сказку про Женьку (автор Любмила Сорокина). Она очень здорово раскрывает тему родителей и детей. Приятного прочтения…
— Достукался. Мы идём к Евгению Петровичу, собирайся! Побыстрее! — сказала Мама и сунула в женькины руки кулёчек со своей виной.
Собираться побыстрее не вышло, потому что со штанами ещё туда-сюда, но пролезть в рукава рубашки, не выпуская кулёк из рук, было сложновато. И ботинки зашнуровать тоже, но поставить кулёк на пол Женька не рискнул: Мама им очень дорожила.
— Что ты копаешься? Опаздываем! — ворчала Мама, надевая на женькину спину рюкзак со своим страхом не соответствовать.
На улице Женькины дела шли поначалу неплохо, но на остановке Мама едва не пропустила нужный автобус из-за Женьки, который загляделся на полосатого уличного кота и поэтому не слышал маминых криков: “Женя! Пятнадцатый!”
— Раззява!.. — напряжённо процедила Мама, тащя Женьку за руку на свободное место. — Сядь нормально! — добавила она и пихнула ему на коленки своё раздражение.
В автобусе тоже было скорее хорошо, ведь место Женьке досталось у окна, и, притом, везти на себе поклажу, когда сидишь – совсем не тяжело.
Когда автобус приехал к “нашей остановке”, Женька, подхватив под мышку коробку с маминым раздражением, выпрыгнул со ступенек на асфальт. Прыжок вышел не очень удачным: Женька приземлился на коленку и замарал брюки.
— Да за что же мне это! — сморщив лицо и пугающе постарев от этого лет на двадцать, Мама очистила женькину штанину, и, пробурчав: “Позорище!”, положила в его привычно протянутые руки объёмный свёрток. Свёрток был хитрый: внутри его лежал стыд, обёрнутый неполноценностью, которая в свою очередь была завёрнута в превосходство, и это последнее как раз и придавало свёртку внушительный объём.
Свёрток был не так уж тяжёл, ведь превосходство в нём было дутое, но он загородил почти весь обзор, и Женьке приходилось ориентироваться только по звуку маминых шагов.
Перед тем как войти в Евгению Петровичу, мама осмотрела, всё ли у Женьки в порядке, а так как руки у него были заняты, свою боязнь отвержения она повесила ему через плечо.
В кабинет Евгения Петровича Женька зашёл боком – так было лучше видно, хотя видно всё равно было мало, почти что ничего.
— Привет! — услышал он откуда-то из-под потолка – Тебя как зовут?
— Здравствуйте, Евгений Петрович. Его зовут Женя. Я женина Мама, я вам звонила, мне рекомендовали…
Мама затараторила сразу много слов, из которых Женька успевал разбирать только привычные:
— Учительница жалуется… Уроки все со скандалом… Все дети как дети… Нервы мотает мне… Сил уже никаких нет… Невнимательный, витает в облаках… Стыдно в школу зайти…
Евгений Петрович слушал долго, а потом спросил:
— Вы пришли проконсультироваться по поводу ребёнка?
Мама кашлянула.
— Ну… Да…
— А почему же вы не привели его с собой? Мы вроде бы об этом договаривались?
Мама раскрыла глаза.
— Так вот же он! Женя, поздоровайся!
Но Женька не успел открыть рот…
— Извините, но ребёнка я здесь не вижу. Это носильщик!
— Что? — не поверила своим ушам Мама.
— Замечательный, надо сказать, носильщик, дисциплинированный, настоящий профессионал! Стоит, держит на себе весь ваш багаж и слова не скажет, что устал, что ему здесь неинтересно…
— Вы что несёте? — прошептала побледневшая Мама. -Вы издеваетесь? Мне о вас так хорошо отзывались, это что, шутка?!
— Не бойся, девочка, — сказал Евгений Петрович и погладил Маму по голове – тебя никто не ругает.
— Какая я вам девочка??!!
— Обыкновенная. Лет десять – одиннадцать. Смотри сама! – Евгений Петрович указал рукой на большое зеркало, в котором отражалась похожая на Маму школьница в коричневой форме, с растрёпанной “корзиночкой” на голове, нервно теребящая измазанные синей пастой пальцы. Вид у школьницы был виновато-испуганный, словно она ожидала, что сейчас достанется от учительницы на несделанное домашнее задание.
— Что за дурацкие фокусы? Я не для того пришла, чтобы вы развлекались! Я взрослая женщина! — закричала школьница, топая ногами и стремительно уменьшаясь в росте. — У моего сына проблемы с учёбой! Я хочу, чтобы мой ребёнок был нормальным! Хочу! Хочу! Дай! Дааай! Аааааа! Уааааа! Уааааа!
Евгений Петрович взял на руки заливающегося криком младенца и вдруг заворковал голосом то ли мамки, то ли няньки:
— Ну-ну-ну, тише, тише, моя маленькая, моя золотая. Я с тобой, я тебя не брошу. Не бойся, всё хорошо, хорошо…
Когда малышка перестала плакать и тихонечко засопела, Евгений Петрович подошёл в Женьке и присел на корточки.
— Привет! — повторил он тихо.
— Здравствуйте — прошептал Женька.
— Как тебя зовут?
— Женька…
— Класс! Меня тоже Женька зовут. – улыбнулся Евгений Петрович. — А сколько тебе лет?
— Восемь – ответил Женька почему-то не очень уверенно.
— А точнее? — прищурился собеседник.
— Пять с половиной – сказал Женя, посчитав что-то в уме.
— А ещё точнее?
Женька высвободил из-под свёртка левую кисть и показал на три пальца.
— Я так и думал! — с мальчишеской самоуверенностью заявил Евгений Петрович по имени Женька. — Значит, ты уже совсем самостоятельный и сможешь мне помочь.
Женька кивнул.
— Видишь, как получилось – я сейчас буду занят с малышкой, и некому поиграть с моими игрушками. А они сидят в своей комнате и очень скучают, я с ними с утра не играл! Может, ты этим займёшься? А поговорим мы потом.
Женька вздохнул и глазами показал на кульки и свёртки, которыми был обвешан с ног до головы.
— За багаж не переживай. Мы его оставим в надёжном месте – вот тут, за креслом, а когда поиграешь, то сможешь забрать его обратно. Если захочешь.
Женька аккуратно сложил кулёчки, свёртки и рюкзак за кресло и отправился в комнату с игрушками. Он открыл дверь комнаты и действительно увидел множество всяких игрушек, и ему даже почудилось, что разноцветные гоночные машины в нетерпении зафырчали моторами, а большой плюшевый далматинец весело подмигнул пластмассовым глазом и переступил с лапы на лапу.
На пороге Женька беспокойно оглянулся – всё ли в порядке? И увидел, что малышка уже проснулась и пытается встать на ножки, цепко держась за заботливые руки Евгения Петровича.
“Без меня справятся!” подумал Женька — и шагнул навстречу своей игре.
Отличная статья. Главное осознать это вовремя, а не тогда когда дети уже выростут. А сказка вообще супер. Сказка для взрослых…
[Ответить]
admin Reply:
Май 27th, 2014 at 10:19 пп
Андрей, благодарю. Согласен полностью, что осознанность — это главное. Надеюсь, что сказка поможет многим посмотреть на себя со стороны и по другому взглянуть на взаимоотношения с детьми.
[Ответить]